Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?
Телефон 8(83171) 2-61-69 Факс:2-68-55
606106, НИЖЕГОРОДСКАЯ область, г. ПАВЛОВО, ул. ПЕРЧАНКИНА, 80А
с 07:00 до 17:30
Новости

 На базе ГБОУ ДПО НИРО в рамках проекта "Современная школа" функционирует дистанционный консультационный центр "Родительская школа", который проводит беспланые консультации педагога-психолога, логопеда, дефектолога, специалистов по физической культуре и ЗОЖ для родителей, а также бесплатные просветительские мероприятия (вебинары). Записаться на бесплатную индивидуальную консультацию можно по тел. 8 (831)217-17-59 или по ссылке: https://forms.yandex.ru/cloud/643fd55290fa7b1219ed3319/  

А также запущен новый бесплатный электронный образовательный ресурс для родителей и педагогов (платформа Родительская школа (gounn.ru)), где родители самостоятельно могут ознакомиться с памятками, презентационными материалами, задать интересующие  вопросы, ознакомиться с видеотекой вебинаров для родителей, если  не успели посетить наши мероприятия онлайн. По итогам просмотра вебинара родители получат сертификат.

Если в  семье появился малыш или семья только готовитесь стать родителями – на платформе их  ждет уникальный онлайн-курс «Наши малыши», по итогам изучения которого родители получат сертификат.

 В соответствии с письмом УГИБДД ГУ МВД России по Нижегородской области от 18 марта 2024 г. № 24/1851 министерство образования и науки Нижегородской области направляет информацию о дорожно-транспортных происшествиях в регионе с участием детей за 2 месяца 2024 года.

03.05.2023
Внимание корь!
03.05.2023

 

Формирование безопасной жизнедеятельности у детей

 

ФОРМИРОВАНИЕ БЕЗОПАСНОЙ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

Шегурова Ирина Александровна

Россия,г. Павлово

e-mail: shegurova.irina.80@mail.ru

 

В статье рассматривается необходимость воспитания культуры безопасности у детей в рамках термина «экология детства» и описывается работа, проводимая в ДОУ в данном направлении.

 

В последнее время об экологии детства говорится все чаще. Контекст применения данного понятия очень разный. В том числе в это понятие входит и организация безопасной жизнедеятельности детей.

Что же такое безопасность жизнедеятельности ребенка – это совокупность трех компонентов: осознанного отношения к жизни и здоровью человека, знаний о безопасности жизнедеятельности человека и умений оберегать, поддерживать свою жизнь и здоровье.

Как известно дошкольный возраст благоприятен для освоения детьми опыта безопасного поведения, необходимых знаний, навыков, компетенций, становления качеств, характеризующих личность безопасного типа. Приобщение к культуре безопасности как компоненту общей культуры является необходимой и важной составляющей социализации ребенка.

Развитие основ безопасности является основой процесса формирования адаптивной личности, поэтому понятие «культура безопасности» может быть положена в основу построения образовательного процесса в детском саду, нацеленного на формирование у воспитанников готовности к предупреждению и преодолению опасных ситуаций. Еще К.Д. Ушинский писал, что «Образование уменьшает число опасностей, угрожающих нашей жизни, уменьшает число причин страха, и давая возможность измерить опасность и определить ее последствия…».

Наше дошкольное образовательное учреждение уделяет большое внимание вопросам сохранения здоровья детей и их безопасности, используя эффективные, сообразные природе детей методы и формы обучения, воспитания, развития.

Работа по формированию культуры безопасности осуществляется за счет интеграции содержания всех образовательных областей программы дошкольного воспитания.

Применение и осмысление знаний, умений, накопление опыта осуществляется через:

- организованные формы обучения,

- совместную деятельность взрослого и ребенка,

- самостоятельную деятельность ребенка,

- воспитание навыков поведения,

- ознакомление с окружающим,

- развитие речи,

- художественную литературу,

- конструирование,

- изобразительное искусство,

- и, конечно же - игру.

Так, например, во время утреннего приема детей проводятся беседы, способствующие формированию и актуализации представлений о правилах безопасности. При выполнении трудовых поручений, гигиенических процедур, в ходе двигательной и игровой деятельности воспитатели также обращают внимание на соблюдение правил безопасности. В ходе утренней и вечерней прогулок организуются наблюдения, позволяющие выявить потенциальные опасности на участке детского сада, познакомить детей с моделями безопасного поведения. В рамках данного режимного момента при участии родителей организуются экскурсии, позволяющие расширить представления дошкольников о работе экстренных служб, о действиях участников дорожного движения, о правилах выбора безопасного маршрута. В ходе целевых прогулок по территории решаются задачи формирования у детей навыков безопасного для себя и природы поведения.

При проведении подвижных игр делается акцент на аспектах безопасности осуществления двигательной деятельности в разные сезоны года (лыжи, санки, велосипед и и.д.)

Значительно обогащают представления и впечатления детей ознакомление с произведениями художественной литературы. Народные и литературные сказки, рассказы отражают многовековой опыт передачи подрастающему поколению назидания в занимательной форме, содержат примеры правильного поведения, последствий нарушения героями различных правил безопасности. Восприятие произведений художественной литературы дает детям возможность обогатить опыт проживания определенных ситуаций.

Просмотр мультипликационных и видеофильмов, работа в творческих мастерских, проведение игр – инсценировок и драматизаций также способствует обогащению представлений и впечатлений дошкольников, которые в дальнейшем при помощи педагога будут перенесены и использованы в реальных условиях.

Большую роль в формировании культуры безопасности играет развивающая предметно-пространственная среда. Она сама побуждает детей к исследованию, активности, проявлению инициативы и творчества. Построение развивающей предметно-пространственной среды позволяет организовать как совместную, так и самостоятельную деятельность детей так, чтобы воспитать в ребенке навыки безопасного поведения. В этом случае среда выполняет образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организационную, коммуникативную функции. Но самое главное - она работает на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.

В каждой группе имеется уголок безопасности, который оснащен:

- дидактическими играми;

- макетами улиц, перекрестков;

- книгами разных авторов на соответствующую тематику;

- справочной литературой: энциклопедии, справочники;

- строительным конструктором с блоками среднего и маленького размера;

- набором транспорта, включая специальный транспорт (скорая помощь, пожарная машина, машина полиции);

- настольно-печатными играми;

- набором дорожных знаков, светофорами, мелкими игрушками-куклами;

- разными альбомами на данную тему, детскими рисунками;

- дисками, художественными произведениями по правилам дорожного движения;

- альбомами со стихами и загадками, книжками-раскрасками;

- иллюстрациями об опасных ситуациях в жизни детей;

- семейными проектами: «Дорожные знаки»; «Огонь наш друг или враг», «Правила дорожного движения, которые мы соблюдаем со своей семьей», и др.

Как и ранее, важнейшую роль в формировании основ культуры безопасности играет семья. Педагоги нашего детского сада ведут работу по повышению родительской компетентности, используя разные формы работы, знакомят с различными методами воспитания, соответствующими возрастным и индивидуальным потребностям детей дошкольного возраста, также данная тема освещается на сайте детского сада.

Таким образом, систематическая работа с детьми по формированию культуры безопасности, использование эффективных, современных методов и приемов, учет возрастных особенностей дают положительные результаты.Но не нужно забывать, что это направление работы должно всегда находиться в поле пристального внимания педагогов, родителей, а значит, необходим дальнейший поиск и совершенствование в организации работы по формированию основ безопасности у детей.


Библиографический список

Истоки: Примерная основная программа дошкольного образования/ Научный руководитель Л.А. Парамонова – 5 издание – М.: ТЦ Сфера, 2015

Л.Л. Тимофеева «Формирование культуры безопасности у детей от 3 до 8 лет». Парциальная программа. – СБп. : ООО «Издательство ДЕТСТВО - ПРЕСС», 2015.

Л.Л. Тимофеева, «Формирование культуры безопасности. Взаимодействие семьи и ДОО» - СБп. : ООО «Издательство ДЕТСТВО - ПРЕСС», 2015.

Статья И.В.Вангер «Экология детства и воспитание в контексте культуры глобального общества» / Вестник международной академии наук, 2015.