ФОРМИРОВАНИЕ БЕЗОПАСНОЙ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
Шегурова Ирина Александровна
Россия,г. Павлово
e-mail: shegurova.irina.80@mail.ru
В статье рассматривается необходимость воспитания культуры безопасности у детей в рамках термина «экология детства» и описывается работа, проводимая в ДОУ в данном направлении.
В последнее время об экологии детства говорится все чаще. Контекст применения данного понятия очень разный. В том числе в это понятие входит и организация безопасной жизнедеятельности детей.
Что же такое безопасность жизнедеятельности ребенка – это совокупность трех компонентов: осознанного отношения к жизни и здоровью человека, знаний о безопасности жизнедеятельности человека и умений оберегать, поддерживать свою жизнь и здоровье.
Как известно дошкольный возраст благоприятен для освоения детьми опыта безопасного поведения, необходимых знаний, навыков, компетенций, становления качеств, характеризующих личность безопасного типа. Приобщение к культуре безопасности как компоненту общей культуры является необходимой и важной составляющей социализации ребенка.
Развитие основ безопасности является основой процесса формирования адаптивной личности, поэтому понятие «культура безопасности» может быть положена в основу построения образовательного процесса в детском саду, нацеленного на формирование у воспитанников готовности к предупреждению и преодолению опасных ситуаций. Еще К.Д. Ушинский писал, что «Образование уменьшает число опасностей, угрожающих нашей жизни, уменьшает число причин страха, и давая возможность измерить опасность и определить ее последствия…».
Наше дошкольное образовательное учреждение уделяет большое внимание вопросам сохранения здоровья детей и их безопасности, используя эффективные, сообразные природе детей методы и формы обучения, воспитания, развития.
Работа по формированию культуры безопасности осуществляется за счет интеграции содержания всех образовательных областей программы дошкольного воспитания.
Применение и осмысление знаний, умений, накопление опыта осуществляется через:
- организованные формы обучения,
- совместную деятельность взрослого и ребенка,
- самостоятельную деятельность ребенка,
- воспитание навыков поведения,
- ознакомление с окружающим,
- развитие речи,
- художественную литературу,
- конструирование,
- изобразительное искусство,
- и, конечно же - игру.
Так, например, во время утреннего приема детей проводятся беседы, способствующие формированию и актуализации представлений о правилах безопасности. При выполнении трудовых поручений, гигиенических процедур, в ходе двигательной и игровой деятельности воспитатели также обращают внимание на соблюдение правил безопасности. В ходе утренней и вечерней прогулок организуются наблюдения, позволяющие выявить потенциальные опасности на участке детского сада, познакомить детей с моделями безопасного поведения. В рамках данного режимного момента при участии родителей организуются экскурсии, позволяющие расширить представления дошкольников о работе экстренных служб, о действиях участников дорожного движения, о правилах выбора безопасного маршрута. В ходе целевых прогулок по территории решаются задачи формирования у детей навыков безопасного для себя и природы поведения.
При проведении подвижных игр делается акцент на аспектах безопасности осуществления двигательной деятельности в разные сезоны года (лыжи, санки, велосипед и и.д.)
Значительно обогащают представления и впечатления детей ознакомление с произведениями художественной литературы. Народные и литературные сказки, рассказы отражают многовековой опыт передачи подрастающему поколению назидания в занимательной форме, содержат примеры правильного поведения, последствий нарушения героями различных правил безопасности. Восприятие произведений художественной литературы дает детям возможность обогатить опыт проживания определенных ситуаций.
Просмотр мультипликационных и видеофильмов, работа в творческих мастерских, проведение игр – инсценировок и драматизаций также способствует обогащению представлений и впечатлений дошкольников, которые в дальнейшем при помощи педагога будут перенесены и использованы в реальных условиях.
Большую роль в формировании культуры безопасности играет развивающая предметно-пространственная среда. Она сама побуждает детей к исследованию, активности, проявлению инициативы и творчества. Построение развивающей предметно-пространственной среды позволяет организовать как совместную, так и самостоятельную деятельность детей так, чтобы воспитать в ребенке навыки безопасного поведения. В этом случае среда выполняет образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организационную, коммуникативную функции. Но самое главное - она работает на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.
В каждой группе имеется уголок безопасности, который оснащен:
- дидактическими играми;
- макетами улиц, перекрестков;
- книгами разных авторов на соответствующую тематику;
- справочной литературой: энциклопедии, справочники;
- строительным конструктором с блоками среднего и маленького размера;
- набором транспорта, включая специальный транспорт (скорая помощь, пожарная машина, машина полиции);
- настольно-печатными играми;
- набором дорожных знаков, светофорами, мелкими игрушками-куклами;
- разными альбомами на данную тему, детскими рисунками;
- дисками, художественными произведениями по правилам дорожного движения;
- альбомами со стихами и загадками, книжками-раскрасками;
- иллюстрациями об опасных ситуациях в жизни детей;
- семейными проектами: «Дорожные знаки»; «Огонь наш друг или враг», «Правила дорожного движения, которые мы соблюдаем со своей семьей», и др.
Как и ранее, важнейшую роль в формировании основ культуры безопасности играет семья. Педагоги нашего детского сада ведут работу по повышению родительской компетентности, используя разные формы работы, знакомят с различными методами воспитания, соответствующими возрастным и индивидуальным потребностям детей дошкольного возраста, также данная тема освещается на сайте детского сада.
Таким образом, систематическая работа с детьми по формированию культуры безопасности, использование эффективных, современных методов и приемов, учет возрастных особенностей дают положительные результаты.Но не нужно забывать, что это направление работы должно всегда находиться в поле пристального внимания педагогов, родителей, а значит, необходим дальнейший поиск и совершенствование в организации работы по формированию основ безопасности у детей.
Библиографический список
Истоки: Примерная основная программа дошкольного образования/ Научный руководитель Л.А. Парамонова – 5 издание – М.: ТЦ Сфера, 2015
Л.Л. Тимофеева «Формирование культуры безопасности у детей от 3 до 8 лет». Парциальная программа. – СБп. : ООО «Издательство ДЕТСТВО - ПРЕСС», 2015.
Л.Л. Тимофеева, «Формирование культуры безопасности. Взаимодействие семьи и ДОО» - СБп. : ООО «Издательство ДЕТСТВО - ПРЕСС», 2015.
Статья И.В.Вангер «Экология детства и воспитание в контексте культуры глобального общества» / Вестник международной академии наук, 2015.
Поделиться с друзьями: