Предлагаем вашему вниманию подборку интересных диагностических методик. Возможно, с помощью них вы узнаете о себе что-нибудь интересное и сможете помочь детям и взрослым.
1. Тест "На каком месте вы себя видите"
Инструкция: посмотрите внимательно на картинку. Как вам кажется, где ваше место на этом дереве?
Интерпретация: Выбор позиции № 1, 3, 6, 7 характеризует установку на преодоление препятствий.
№ 2, 11, 12, 18, 19 — общительность, дружескую поддержку.
№ 4 — устойчивость положения (желание добиваться успехов, не преодолевая трудности).
№ 5 — утомляемость, общая слабость, небольшой запас сил, застенчивость.
№ 9 — мотивация на развлечения.
№ 13, 21 — отстраненность, замкнутость, тревожность.
№ 8 — отстраненность от учебного процесса, уход в себя.
№ 10, 15 — комфортное состояние, нормальная адаптация.
№ 14 — кризисное состояние, «падение в пропасть».
Позицию № 20 часто выбирают люди с завышенной самооценкой и установкой на лидерство.
Позицию № 16 люди не всегда понимают как позицию «человечка, который несет на себе человечка № 17», а склонны видеть в ней человека, поддерживаемого и обнимаемого другим
2. Тест "Стили родительского воспитания"
Какой вы родитель? Либеральный, авторитарный или демократический - поможет узнать диагностическая методика "Стили родительского воспитания".
3. Сборник диагностических методик детско-родительских отношений.
4. Опросники для родителей, направленные на выявление творческой одаренности у детей дошкольного возраста.
5. Перевод с детского или игра в принцессу.
Иногда взрослому очень трудно разобраться что мучает и гложет малыша. Да и самому дошкольнику сложно понять, что с ним происходит, почему он ведет себя так, а не иначе. Наталия Кедрова описывает методику, помогающую понять взрослому причины трудностей маленького ребенка. Предлагаем вам ознакомиться с методикой, условно названной "Игра в принцессу".
6. Диагностическое обследование детей в раннем возрасте.
Оценка протекания процесса адаптации: Лист адаптации, Лист оценки итоговой адаптации, Лист определения группы адаптации
Оценка нервно-психического развития детей раннего возраста.
7. Оценка мотивационной готовности к обучению в школе.
8. Альбом нейропсихологической диагностики
9. Опросник для педагогов "Оценка готовности и адаптированности личности к педагогической деятельности"
10. Диагностика коммуникативных умений ребенка. Методика "Рукавички"
11. Методика изучения эмоционального самочувствия ребенка в детском саду
12. Изучение эмоционального самочувствия ребенка в детском саду. Методика "Я в детском саду"
13. Изучение эмоционального состояния ребенка. Методика "Красивый рисунок"
14. Выявление тревожности у дошкольников. Методика "Паровозик"
15. Исследование мышления детей 5 - 7 лет. Методика "Времена года"
Диагностические комплекты.
Внимание! Представленные ниже материалы носят ознакомительный характер!
1. Павлова Н., Руденко Л. Психологическая диагностика и коррекция в раннем возрасте (2, 5 - 3 года)
М.: Генезис, 2014 г.
Комплект предназначен для диагностической и коррекционной работы с детьми в возрасте от 2,5 до 3 лет и включает в себя:
1. Материалы, необходимые для проведения:
- диагностики - цветные картинки многоразового использования к субтестам (11 листов); бланк диагностической карты ребенка; лист с текстом сказки, в структуру которой включены субтесты.
- коррекционно-развивающей работы - цветные картинки многоразового использования к играм (27 листов).
2. Методическое пособие, в котором описаны возрастные особенности детей, процедура проведения диагностики, критерии оценки результатов, а также проведена подборка коррекционно-развивающих игр.
2. Павлова Н.Н., Руденко Л.Т. Экспресс-диагностика в детском саду.
М.: Генезис, 2008 - 80 стр. + диагностические карты.
Комплект материалов для педагогов-психологов ДОУ (брошюра и 42 диагностические карты). Комплект материалов предназначен для экспресс-диагностики развития психических процессов у детей дошкольного возраста. Для диагностики используются классические методики, позволяющие выявить уровень интеллектуального развития, произвольности, особенности личностной сферы. Материалы структурированы по возрастам: 3-4 года (вторая младшая группа), 4-5 лет (средняя группа), 5-6лет (старшая группа), 6-7 лет (подготовительная к школе группа). В комплект входят методическое пособие, в котором подробно описаны процедура диагностики и критерии оценки результатов, а также необходимые для проведения диагностики материалы.
Пособие адресовано психологам, работающим в детских дошкольных образовательных учреждениях.
3. Павлова Н.Н., Руденко Л.Г. Умные картинки. Материалы для коррекционно-развивающей работы в детском саду
М.: Генезис, 2012. - 44 с. + (34 л.) - (В помощь дошкольному психологу).
Комплект материалов предназначен для работы с детьми 3-7 лет, как развивающимися в соответствии с возрастной нормой, так и имеющими общее недоразвитие речи, ЗПР.
Основные цели работы - развитие внимания, восприятия, памяти, образного и логического мышления; формирование навыков самоконтроля, развитие произвольности, эмоциональной сферы, речи, обогащение словаря, расширение кругозора.
В комплект входят материалы для проведения корркционно-развивающей работы: листы с цветными картинками по темам "Окружающий мир", "Времена года", "Мир прфессий" и методическое пособие, в котором содержится описание рабочих материалов и способов работы с ними (описание заданий. загадки, стихотворения и т.д. к каждой мнемокарте)
Использовать материалы могут как специалисты: психологи, логопеды, дефектологи, воспитатели, так и родители.
4. Рычкова Н.А. Поведенческие расстройства у детей : диагностика, коррекция и психопрофилактика.
5. Семаго Н.Я. Диагностический Комплект психолога. Методика Эмоциональные лица
Москва, АПКиППРО, 2007. - 17 с.
Методика «Эмоциональные лица» является авторской методикой Н.Я. Семаго. Ее использование дает возможность оценки адекватности опознания эмоционального состояния, точность и качество этого опознания (тонкие эмоциональные дифференцировки), возможность соотнесения с личными переживаниями ребенка. Косвенным образом при работе с методикой возможна оценка межличностных взаимоотношений, в том числе выявление контрастных эмоциональных «зон» в общении с детьми или взрослыми. В качестве стимульного материала используются две серии изображений эмоциональной лицевой экспрессии: контурные лица (1-я серия - 3 изображения), изображения реальных эмоциональных выражений детских лиц (2-я серия: 14 изображений мальчиков и девочек)
Возрастной диапазон применения. Методика используется для работы с детьми, начиная с 3-х до 11-12-летнего возраста.
6. Семаго Н.Я. Диагностический Комплект психолога. Методика СОМОР
Москва, АПКиППРО, 2007. - 8 с.
Методика «СОМОР» является авторской модификацией Н.Я. Семаго методики Р. Жиля. С ее помощью можно оценить субъективные представления ребенка о его взаимоотношениях с окружающими взрослыми и детьми, о самом себе и своем месте в системе значимых для ребенка социальных взаимодействий.
Стимульный материал методики состоит из 8 схематических изображений, выполненных на текстурированном или однотонном картоне бледно–зеленого цвета и примерного перечня вопросов. Изображения выполнены схематично для облегчения процесса идентификации и большей «свободы» ответов и выборов ребенка. Безусловно, уровень развития ребенка должен быть достаточным для понимания условности изображений и самого задания.
Возрастной диапазон использования. Методика предназначена для исследования детей в возрасте от 4 до 10–11-летнего возраста.
7.Семаго Н.Я., Семаго М.М. Диагностический альбом для оценки развития познавательной деятельности ребёнка
М.: Айрис-пресс, 2005. - (Библиотека психолога образования). — 46 листов альбома (стимульный материал) + методические рекомендации + обложка
Диагностический альбом для оценки развития познавательной деятельности ребёнка. Дошкольный и младший школьный возраст.
"Диагностический альбом для оценки развития познавательной деятельности ребенка" является результатом двадцатилетней практической работы. Методики представленные в альбоме были апробированы на детях с различными вариантами отклонения в развитии (дизонтогенеза). Альбом включает в себя как классические разработки, так и авторские методики, используемые при углубленной психологической диагностике детей. Предложенная в технологии последовательность является оптимальной и в целом отражает последовательность психологического обследования ребенка.
"Диагностический альбом для оценки развития познавательной деятельности ребенка"предназначен для специалистов психологов, работающих в системе образования, здравоохранения, социальной защиты. Может использоваться студентами дефектологических факультетов педагогических вузов, а также с системе повышения квалификации работников образования.
8. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Методические рекомендации к диагностическому альбому для оценки познавательной деятельности детей
Диагностические материалы являются результатом двадцатилетней практической работы. Они были апробированы на детях с различными вариантами отклонения в развитии (дизонтогенеза) Альбом включает как классические разработки, так и авторские методики, используемые при углубленной психологической диагностики детей.
Предложенная в технологии последовательность материалов является оптимальной и в целом отражает последовательность проведения психологического обследования ребенка.
Альбом предназначен для специалистов – психологов, работающих в системе образования, здравоохранения, социальной защиты. Может использоваться студентами дефектологических факультетов педагогических вузов, а также в системе повышения квалификации работников образования
9. Семаго Н.Я. Диагностический Комплект психолога. Методика Предметная классификация (вариант для детей 3-5 лет) (вариант для детей 5-8 лет)
Москва, АПКиППРО, 2007. - 25 с.
Основной целью использования методики «Предметная классификация»является исследование процессов обобщения и абстрагирования, оценка их специфики, уровня сформированности, актуального уровня развития понятийного мышления ребенка в целом.
Предметная классификация состоит из трех серий, ориентированных на работу с детьми разного возраста:
1-я серия: для детей 3 – 5 лет;
2-я серия: для детей 5 – 8 лет;
1, и 2 серии являются авторской модификацией Н.Я. Семаго.
Соответственно стимульные материалы составляют 25 цветных изображения (1 серия); 32 цветных изображения (2 серия).
Поделиться с друзьями: